vitastor/docs/intro/architecture.ru.md

24 KiB
Raw Permalink Blame History

Документация → Введение → Архитектура


Read in English

Архитектура

Краткое описание архитектуры Vitastor.

Серверные компоненты

  • OSD (Object Storage Daemon) — процесс, который непосредственно работает с диском, пишет и читает данные. Один OSD управляет одним диском (или разделом). OSD общаются с etcd и друг с другом — от etcd они получают состояние кластера, а друг другу передают запросы записи и чтения вторичных копий данных.
  • etcd — кластерная key/value база данных, используется для хранения настроек и верхнеуровневого состояния кластера, а также предотвращения разделения сознания. Блоки данных в etcd не хранятся, в обработке клиентских запросов чтения и записи etcd не участвует.
  • Монитор — отдельный демон на node.js, рассчитывающий необходимые изменения в конфигурацию кластера, сохраняющий эту информацию в etcd и таким образом командующий OSD применить эти изменения. Также агрегирует статистику. Контактирует только с etcd, OSD с монитором не общаются.

Базовые понятия

  • Пул (Pool) — контейнер для данных, имеющих одну и ту же схему избыточности и правила распределения по OSD.
  • PG (Placement Group) — "шард", единица деления пулов в кластере, которой назначается свой набор OSD для хранения данных (копий или частей объектов).
  • Домен отказа (Failure Domain) — группа OSD, одновременное падение которых рассматривается как вероятное. По умолчанию это "host" (сервер).
  • Дерево распределения (Placement Tree, в Ceph CRUSH Tree) — иерархическая группировка OSD в узлы, которые далее можно использовать как домены отказа.

Клиентские компоненты

  • Клиентская библиотека — инкапсулирует логику на стороне клиента. Соединяются с etcd и со всеми OSD, от etcd получают состояние кластера, команды чтения и записи отправляют на все OSD напрямую. В силу архитектуры все отдельные блоки данных (по умолчанию по 128 КБ) располагается на разных OSD, но клиент устроен так, что всегда точно знает, к какому OSD обращаться, и подключается к нему напрямую.

На базе клиентской библиотеки реализованы все остальные клиенты:

  • vitastor-cli — утилита командной строки для управления кластером. В данный момент позволяет просматривать общее состояние кластера и управлять образами — т.е. создавать, менять и удалять виртуальные диски, их снимки и клоны.
  • Драйвер QEMU — подключаемый модуль QEMU, позволяющий QEMU/KVM виртуальным машинам работать с виртуальными дисками Vitastor напрямую из пространства пользователя с помощью клиентской библиотеки, без необходимости отображения дисков в виде блочных устройств.
  • vitastor-nbd — утилита, позволяющая монтировать образы Vitastor в виде блочных устройств с помощью NBD (Network Block Device), на самом деле скорее работающего как "BUSE" (Block Device In Userspace). Модуля ядра Linux для выполнения той же задачи в Vitastor нет (по крайней мере, пока).
  • CSI драйвер — драйвер для подключения Vitastor-образов в виде персистентных томов (PV) Kubernetes. Работает через vitastor-nbd — образы отражаются в виде блочных устройств и монтируются в контейнеры.
  • Драйвера Proxmox, OpenStack и т.п. — подключаемые модули для соответствующих систем, позволяющие использовать Vitastor как хранилище в оных.
  • vitastor-nfs — утилита, предоставляющая файловый доступ к образам в кластере Vitastor по протоколу NFS 3.0. Предназначена для гипервизоров, не основанных на QEMU и Linux, но при этом поддерживающих NFS.

Общий процесс записи и чтения

  • В Vitastor хранятся виртуальные диски, также называемые "образы" или "иноды".
  • Каждый образ хранится в определённом пуле. Пул определяет параметры хранения образов в нём, такие, как схему избыточности (репликация или EC — коды коррекции ошибок), домен отказа и ограничения по выбору OSD для размещения данных образов. См. Конфигурация пулов.
  • Каждый образ разбивается на объекты фиксированного размера, равного block_size (по умолчанию 128 КБ), умноженному на число частей данных для EC или на 1 для реплик. То есть, например, если в пуле используется схема кодирования 4+2 (4 части данных + 2 чётности), то при стандартном block_size образы разбиваются на части по 512 КБ.
  • Клиентские запросы чтения/записи разделяются на части, соответствующие этим объектам.
  • Для каждого объекта определяется номер PG, которой он принадлежит, путём простого взятия остатка от деления ID образа и смещения на число PG в пуле, которому принадлежит образ.
  • Клиент читает информацию о первичном OSD всех PG из etcd. Первичный OSD каждой PG назначается монитором в процессе работы кластера, вместе с текущим целевым набором OSD этой PG.
  • Клиент соединяется (если ещё не соединён) с первичными OSD всех PG, объекты которых участвуют в запросе и одновременно отправляет им запросы чтения/записи частей.
  • Если какие-то из первичных OSD недоступны, клиент повторяет попытки соединения бесконечно до тех пор, пока они не станут доступны или пока PG не будут назначены другие первичные OSD.
  • Клиент также повторяет запросы, если первичные OSD отвечают кодом ошибки EPIPE, означающим, что запрос не может быть обработан в данный момент. Это происходит, если PG либо не активна вообще, либо не активна на данном OSD в данный момент (например, если в этот момент меняется её первичный OSD) или если в процессе обработки запроса сам первичный OSD теряет подключение к репликам.
  • Первичный OSD определяет, на каких OSD находятся части объекта. По умолчанию все объекты считаются находящимися на текущем целевом наборе OSD соответствующей PG, но какие-то могут находиться на других OSD, если эти объекты деградированы или перемещены, или идёт процесс ребаланса. Запросы для проверки по сети не отправляются, информация о местоположении всех объектов рассчитывается первичным OSD при активации PG и хранится в памяти.
  • Первичный OSD соединяется (если ещё не соединён) с вторичными OSD, на которых располагаются части объекта, и отправляет им запросы чтения/записи, а также читает/пишет из/в своё локальное хранилище, если сам входит в набор.
  • После завершения всех вторичных операций чтения/записи первичный OSD отправляет ответ клиенту.

Особенности обработки запросов

  • Если в пуле используются коды коррекции ошибок и при этом часть OSD недоступна, первичный OSD при чтении восстанавливает данные из оставшихся частей.
  • Каждый объект имеет номер версии. При записи объекта первичный OSD сначала читает из номер версии объекта. Так как первичный OSD обычно сам хранит копию или часть объекта, номер версии обычно читается из памяти самого OSD. Однако, если ни одна часть обновляемого объекта не находится на первичном OSD, для получения номера версии он обращается к одному из вторичных OSD, на которых копия объекта есть. Обращения к диску при этом всё равно не происходит, так как метаданные объектов, включая номер версии, все OSD хранят в памяти.
  • Если в пуле используются коды коррекции ошибок, перед частичной записью объекта для вычисления чётности зачастую требуется чтение частей объекта с вторичных OSD или с локального диска самого первичного OSD.
  • Также, если в пуле используются коды коррекции ошибок, для закрытия Write Hole применяется двухфазный алгоритм записи: сначала на все вторичные OSD записывается новая версия частей объекта, но при этом старая версия не удаляется, а потом, после получения подтверждения успешной записи от всех вторичных OSD, новая версия фиксируется и разрешается удаление старой.
  • Если в кластере не включён режим immediate_commit, то запросы записи, отправляемые клиентами, не считаются зафиксированными на физических накопителях сразу. Для фиксации данных клиенты должны отдельно отправлять запросы SYNC (отдельный от чтения и записи вид запроса), а пока такой запрос не отправлен, считается, что записанные данные могут исчезнуть, если соответствующий OSD упадёт. Поэтому, когда режим immediate_commit отключён, все запросы записи клиенты копируют в памяти и при потере соединения и повторном соединении с OSD повторяют из памяти. Скопированные в память данные удаляются при успешном fsync, а чтобы хранение этих данных не приводило к чрезмерному потреблению памяти, клиенты автоматически выполняют fsync каждые client_dirty_limit записанных байт.

Схожесть с Ceph

  • В Vitastor тоже есть пулы (pools), PG, OSD, мониторы, домены отказы, дерево распределения (аналог crush-дерева).
  • Vitastor тоже равномерно распределяет данные каждого образа по всем PG пула.
  • Vitastor тоже транзакционный, то есть, каждая запись в кластер атомарна.
  • У Vitastor OSD тоже есть журнал и метаданные и их тоже можно размещать на отдельном диске.
  • Как и в Ceph, клиентская библиотека пытается дождаться восстановления работы при любом полном или частичном отказе кластера, то есть, вы можете перезагрузить хоть весь кластер разом, и клиенты не отключатся, только на время зависнут.

Отличия от Ceph

  • Vitastor в первую очередь сфокусирован на использовании с SSD: либо в кластерах на основе только SSD, либо гибридных (HDD с журналами на SSD).
  • Базовый слой Vitastor — простое блочное хранилище с блоками фиксированного размера, а не объектное со сложной семантикой, как в Ceph (RADOS).
  • PG в Vitastor эфемерны. Это означает, что они не хранятся на дисках и существуют только в памяти работающих OSD.
  • Vitastor OSD однопоточные и всегда такими останутся. Если вам нужно выделить больше 1 ядра на 1 диск — создайте несколько OSD на разделах этого диска. Нужно это в основном для NVMe, так как Vitastor не потребляет много ресурсов CPU.
  • Метаданные всегда размещаются в памяти, благодаря чему никогда не тратится лишнее время на чтение метаданных с диска. Объём метаданных линейно зависит от ёмкости диска и размера блока хранилища (block_size, по умолчанию 128 КБ). С 128 КБ блоком потребление памяти составляет примерно 512 МБ на 1 ТБ данных. Журналы по умолчанию тоже хранятся в памяти, но в SSD-кластерах нужный размер журнала составляет всего 32 МБ, а в гибридных (SSD+HDD) кластерах, в которых есть смысл делать журналы больше, можно отключить inmemory_journal.
  • В Vitastor нет внутреннего copy-on-write. Я считаю, что реализация CoW-хранилища гораздо сложнее, поэтому сложнее добиться устойчиво хороших результатов. Возможно, в один прекрасный день я придумаю красивый алгоритм для CoW-хранилища, но пока нет — внутреннего CoW в Vitastor не будет. Всё это не относится к "внешнему" CoW (снапшотам и клонам).
  • В Vitastor есть режим "ленивых fsync", в котором OSD группирует запросы записи перед сбросом их на диск, что позволяет получить лучшую производительность с дешёвыми настольными SSD без конденсаторов ("Advanced Power Loss Protection" / "Capacitor-Based Power Loss Protection"). Тем не менее, такой режим всё равно медленнее использования нормальных серверных SSD и мгновенного fsync, так как приводит к дополнительным операциям передачи данных по сети, поэтому рекомендуется всё-таки использовать хорошие серверные диски, тем более, стоят они почти так же, как десктопные.
  • Процессы восстановления оперируют отдельными объектами, а не целыми PG.
  • "Мониторы" не хранят данные. Конфигурация и состояние кластера хранятся в etcd в простых человекочитаемых JSON-структурах. Мониторы Vitastor только следят за состоянием кластера и управляют перемещением данных. В этом смысле монитор Vitastor не является критичным компонентом системы и больше похож на Ceph-овский менеджер (MGR). Монитор Vitastor написан на node.js.
  • Распределение PG не основано на консистентных хешах. Вместо этого все маппинги PG хранятся прямо в etcd (ибо нет никакой проблемы сохранить несколько сотен-тысяч записей в памяти, а не считать каждый раз хеши). Перераспределение PG по OSD выполняется через математическую оптимизацию, а конкретно, сведение задачи к ЛП (задаче линейного программирования) и решение оной с помощью утилиты lp_solve. Такой подход позволяет обычно выравнивать распределение места почти идеально — равномерность обычно составляет 96-99%, в отличие от Ceph, где на голом CRUSH-е без балансировщика обычно выходит 80-90%. Также это позволяет минимизировать объём перемещения данных и случайность связей между OSD, а также менять распределение вручную, не боясь сломать логику перебалансировки. В таком подходе есть и потенциальный недостаток — есть предположение, что в очень большом кластере он может сломаться — однако вплоть до нескольких сотен OSD подход точно работает нормально. Ну и, собственно, при необходимости легко реализовать и консистентные хеши.
  • Отдельный слой, подобный слою "CRUSH-правил", отсутствует. Вы настраиваете схемы отказоустойчивости, домены отказа и правила выбора OSD напрямую в конфигурации пулов.

Принципы разработки

  • Я люблю простые решения. Поэтому Vitastor простой и быстрый и всегда будет таковым.
  • Я не против иногда изобрести велосипед, например, собственный простенький HTTP-клиент для работы с etcd, вместо того, чтобы взять тяжёлую готовую библиотеку, ибо в данном случае я точно уверен в том, что знаю, что делает код.
  • Общепринятые практики написания C++ кода с RAII, наследованием, умными указателями и так далее меня также не волнуют, поэтому если вы хотели увидеть здесь красивый идиоматичный C++ код, вы, вероятно, пришли не по адресу.
  • Из всех интерпретаторов скриптоты больше всех я люблю node.js, это самый быстрый в мире интерпретатор, у него есть встроенная событийная машина, развитая инфраструктура и приятный нейтральный C-подобный язык программирования. Поэтому Монитор реализован на node.js.

Известные проблемы

  • Удаление образов в деградированном кластере может в данный момент приводить к повторному "появлению" удалённых объектов после поднятия отключённых OSD, причём в случае EC-пулов, объекты могут появиться в виде "неполных". Если вы столкнётесь с такой ситуацией, просто повторите запрос удаления. Исправление этой проблемы уже реализовано в ветке "epoch-deletions" и вскоре будет включено в релиз.